История
Удивительное миниатюрное здание на скале Авроры, богини утренней зари, уже столетие по загадочным, необъяснимым причинам, притягивает людей.
Мыс Ай-Тодор, на котором располагается замок, упоминается еще в античных лоциях под названием Криуметопон, что в переводе означает «Бараний лоб». В первом веке нашей эры в небольшую бухту мыса вошли римские корабли Равеннской эскадры. На Ай-Тодоре обосновалась небольшая колония римских воинов, была построена крепость Харакс.
Мыс состоит из трех отрогов. Один из них – Лимен-Бурун – заканчивается живописной скалой Парус. Самый красивый – Аврорина скала с замком «Ласточкино гнездо». И третий – отрог Монастыр-Бурун (в переводе с тюркского означает «Монастырский мыс»). В раннем средневековье здесь стояли монастырь и церковь святого Теодора Тирона.
В 1835 г. на месте ранее находившейся здесь римской античной постройки сигнальной башни, был установлен маяк. Инициатором строительства Ай-Тодорского маяка выступил главнокомандующий Черноморским флотом адмирал М.П. Лазарев.
После присоединения в 1783 году Крыма к России, земли полуострова стали быстро осваиваться. В этот период строятся первые дворцы, закладываются парки, постепенно Крым становится традиционным местом отдыха российской знати.
По легенде, первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов, но документального подтверждения этому факту нет.
В XIX веке придворный врач императорского дворца в Ливадии, потомок немецких переселенцев Адальберт Карлович Тобин устроил на мысе пансион для больных, который, не смотря на свои небольшие размеры считался лучшим пансионом Южного берега. Дом самого врача находился на отвесной скале, а дачные домики располагались между маяком и средним утесом. Уже тогда дачу доктора, «напоминающую каменные гнезда осетинских деревушек на Военно-грузинской дороге», называли «Ласточкиным гнездом».
В 1901 году ветхое здание пришлось по вкусу приехавшему в Крым известному российскому художнику Л. Лагорио. Вдохновившись развалинами на краю обрыва, он пишет первую акварель «Ласточкино гнездо». Однотонный, несколько размытый рисунок подчеркивает романтичность пейзажа.
Уже в 1903 году все тот же Лагорио пишет картину с изображением обновленного белоснежного дома. Видимо, кто-то вложил немалые средства в восстановление дачи. Когда вдова Тобина продала имение немецкому барону Штейнгелю, неизвестно. Произошло это в период с 1898 по 1905 годы.
Но кто именно из Штейнгелей приобрёл «Ласточкино гнездо» достоверно не известно. Вероятнее всего это был Павел Леонардович Штейнгель (1880 – 1965). Известно, что в 1918 году он покинул Владикавказ, в рядах Белой армии. С 1920 жил в Париже. Был инженером и нефтепромышленником. Имел троих детей.
Весьма любопытные сведения о том, что «гнёзд» существовало два, сообщает Г. Москвич в своем путеводителе, изданном в 1905 году: «На Ай-Тодоре существуют следующие дачи: «Генералиф», – замок любви, принадлежащий барону Штейнгелю. Дача эта более известна под именем «Ласточкино гнездо», как построенная чрезвычайно смело на краю совершенно отвесной скалы… С восточной стороны маяка – имение П. Г. Шелапутина «Жемчужина», имеющее 8 дач различной величины. Среди дач Шелапутина – одна расположена над обрывом (между «Генералифом» и маяком) и также известна под именем «Ласточкино гнездо»». Эти сведения дают основание полагать, что «Ласточкино гнездо», вопреки широко распространенному мнению, никогда не принадлежало П. Шелапутину. Вероятно вторым «Ласточкиным гнездом» была сохранившаяся до сегодняшнего дня дача «Белая ласточка».
Ялтинская газета «Русская Ривьера» в номере от 8 сентября 1911 года информирует читателей: «Среди курортной публики возбудил много разговоров слух о том, что замок на скале «Ласточкино гнездо» сносится, и что, таким образом, одно из лучших мест Южного берега Крым потеряет свою прелесть.
Как нам передают, слухи эти преувеличены. Расположенный на скале замок уже отжил свой век и дал несколько трещин, почему новый владелец «Ласточкина гнезда» и решил его снести. Но зато на месте старых зданий предполагается соорудить новые здания, которые еще более украсят любимый публикой уголок».
Барон Штейнгель пригласил из Москвы архитектора-модерниста Леонида Шервуда и заказал ему проект нового дома – миниатюрное чудо архитектурной пластики в стиле немецких средневековых замков на берегах Рейна. Неоготическое здание, расположенное на скале высотой 38 м, составляет 10 м в ширину, 20 – в длину и 12 – в высоту.
В 1912 году на откосе появилось новое каменное здание «Ласточкино гнездо». «Это необитаемая дача, которую ездят осматривать ради ее висячего положения на скале». Строилось ли здание для жизни и отдыха, или же как туристическое место для осмотра туристами, на сегодняшний день неизвестно. Учитывая малые размеры и полное отсутствие какой-либо информации об внутреннем убранстве замка в период с 1912 по 1914 годы, есть все основания полагать, что замок не был предназначен для жизни, и интерьеры его не были оформлены.
В 1914 году разразилась Первая мировая война, переросшая в России в революцию и Гражданскую войну. Вероятно именно эти события вынудили Павла Штейнгеля покинуть Россию.
С этого же (1914) года дача «Ласточкино гнездо» принадлежит госпоже Рохмановой. Она оформила интерьер неоготического замка в древнерусском стиле, что совершенно не соответствовало первоначальной архитектурной идее.
В смутные времена Гражданской войны «Ласточкино гнездо» было заброшено. В конце 1920 года на полуострове была установлена Советская власть. Крымский военно-революционный комитет в числе одного из первых принял постановление о том, что бывшие частные владения должны быть описаны и переданы в ведение Главного управления совхозами Крыма.
В Крымском государственном архиве недавно обнаружен уникальный документ – Акт приёма бывшего имения «Ласточкино гнездо», датированный мартом 1921 года: «Члены Рабочего контрольного комитета произвели учёт и приём частновладельческого имения, принадлежавшего до последнего времени Марье Сергеевне Кюлевой, урождённой Рохмановой».
Комиссия констатировала: «Имение оставлено без всякого присмотра, внутренность комнат представилась в состоянии полного разгрома. Общий вид свидетельствовал, что помещение «Ласточкиного гнезда» посещалось любителями чужого добра неоднократно и воры оставались в доме подолгу».
Комплекс имения «Ласточкино гнездо» состоял из трех зданий – дома, кухни и сторожки. Стены дома были оштукатурены и обтянуты желтой ситцевой тканью. Пол первого этажа – цементный, на втором – покрыт линолеумом. Потолок в двух комнатах первого этажа был обшит деревом. На первом этаже дома располагались кабинет, спальня, столовая и комната для гостей; на втором – передняя и комната. Мебель в замке была выполнена в древнерусском стиле. В здании напротив замка располагались кухня со стеклянной крышей, ванная комната и уборная, к которым были подведены водопровод и канализация. Отопление было каминное. Освещался дом керосиновыми лампами.
В период НЭПа – кратковременного возврата к капитализму – здание замка было приведено в порядок, в нём открыли ресторан. Однако работал он недолго. 12 сентября 1927 года в Крыму произошло землетрясение. Вот что рассказывают авторы вышедшей в 1928 году, по горячим следам, книги «Черноморские землетрясения 1927 года и судьбы Крыма»: «В Ай-Тодоре значительно пострадало «Ласточкино гнездо», где в последнее время был ресторан. В ночь на 12 сентября на балконе, висящем над морем, ужинало довольно много посетителей. Публика разошлась всего лишь за 10 минут до главного толчка, от которого обрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балконы камни разбили стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались хотя бы на 10 минут дольше».
«В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались две бреши, как будто ее пронзило огромное ядро».
В море обрушилась часть скалы-фундамента и «Ласточкино гнездо» в буквальном смысле повисло в воздухе.
На долгие сорок лет уникальный архитектурный памятник превратился в романтические развалины, принадлежащие санаторию «Жемчужина». Аварийный замок огородили от посетителей забором, пытаясь преградить доступ на смотровую площадку.
Очевидно, что после землетрясения ремонтные работы все же проводились. Верхняя часть башни, на которой были шпили, видоизменилась – стала ниже, зубцы приобрели другую форму. Брешь в башне устранили.
Когда осуществили ремонт, неизвестно. Произошло это в промежутке между 1927 и 1939 годами.
Во время Великой Отечественной войны замок не пострадал.
Капитальный ремонт «Ласточкиного гнезда» состоялся в 1967 – 1970 годах. Авторами проекта стали сотрудники Ялтинского отделения «Гипроград» (Государственного института проектирования городов) – архитектор И. Татиев и инженер В. Тимофеев.
Верхняя часть башни (второй этаж) была аккуратно разобрана. Все камни пронумеровали. Скалу окружили антисейсмическим поясом. Затем сформировали монолитное железобетонное основание. Башню сложили и восстановили шпили, по старым фотографиям и чертежам.
Рабочие предприятия «Ялтаспецстрой» совершили трудовой подвиг. Поскольку из-за неустойчивости скалы, подъезд к зданию строительной техники был невозможен, бетон и арматуру носили вручную. Работали в подвесных люльках на высоте 38 м.
В 1971 году «Ласточкино гнездо» было открыто для посещение туристами. До 2011 года в здании замка работал ресторан.
Замок «Ласточкино гнездо» также увековечен в кинематографе. Возле него снимался в 1960 году культовый советский фильм «Человек-амфибия», а потом говорухинский детектив «Десять негритят».
В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения стал Крымским республиканским учреждением «Дворец-замок «Ласточкино гнездо»», получившим награды «Лучший имиджевый проект» в Крымской акции «Успех года» и премию в сфере туризма «Самый посещаемый туристический объект Украины».
Именно этому зданию, по необъяснимым причинам, была отведена роль символа полуострова, знакового места, которое из года в год собирает туристов, жаждущих увидеть это чудное место на отвесной скале.